Сеялка СЛС-12 для точного высева лука-севка
Сеялка СЛС-12 предназначена для точного высева лука-севка и рядового посева зубков чеснока на ровной гребневой и грядковой поверхности со схемой посева 15+55 см.
Устройство. Сеялка полунавесная, состоит из рамы 2 (рис. 31), бункера 4, высевающих аппаратов 3, механизма 1 передач, сошников 9, опорных колес 6 и 11, маркеров, механизма 5 подкатывания задних колес и редуктора.
Рама. Сеялка опирается на четыре самоустанавливающихся колеса. Поворотные стаканы передних колес закреплены при помощи тяги коробов в косынках рамы, а стаканы задних колес присоединены к ко¬сынкам рамы при помощи поводков механизма подкатывания колес.
Рама сварная, образована тремя брусьями (основным и двумя меньшего сечения), соединенными косынками. К основному (переднему) брусу прикреплены два направляющих устройства с фиксаторами для полуавтоматического присоединения сеялки к трактору. К основному брусу прикреплены маркер и кронштейны сошниковых секций. На два бруса меньшего сечения установлены семенной бункер и шесть спаренных высевающих аппаратов транспортерного типа с захватами для семян. К основному брусу рамы присоединены шесть литых кронштейнов для установки двухстрочных сошников.
Рис. 31. Технологическая схема сеялки СЛС-12.
К торцам основного бруса прикреплены подвижные кронштейны маркера, зафиксированные стопорными винтами. Для опускания и подъема маркеров предназначен гидроцилиндр из комплекта трактора,который устанавливают на основном брусе рамы.
Бункер. В передней стенке бункера штампосварной конструкции сделано шесть окон для поступления лука-севка в приемный короб высевающего аппарата, а в задней — девять окон для выгрузки посев-, кого материала.
Высевающий аппарат. На раме сеялки закреплено шесть высевающих аппаратов транспортер-" ' кого типа. Каждый аппарат состоит из приемного короба и транспортерных цепей. На звеньях цепи через шаг закреплены специальные захваты (вилки). Рожки вилок имеют угол наклона к дну короба и угол развода (между рожками вилок). Каждая цепь надета на соответствующую звездочку приводного вала высевающих аппаратов и натяжную звездочку, закрепленную в кронштейне нижнего бруса рамы. Для удержания луковиц в вилках после выхода их из зоны заполнения используют гибкий элемент, установленный в сопроводительном кожухе. Гибкий элемент перемещается относительно вилок в зависимости от фракции лука-севка.
Механизм передач. Вал высевающих аппаратов приводится во вращение от синхронного ВОМ трактора через карданную передачу и редуктор. На входном валу редуктора можно устанавливать шесть сменных звездочек 2 = 8, 9, 10, 11, 12, 14.
С выходного вала редуктора посредством двух цепей вращение передается на приводные валы, на которые надеты ведущие звездочки транспортерных цепей.
Сошники. Между полозьями сошника закреплена пятка с асимметричным профилем. Впереди установлен опорный каток с шиной атмосферного давления. Изменяя положение катка относительно пятки, регулируют глубину заделки луковиц. Сзади на стойке полозьев расположены дисковые загортачи, регулируемые по ширине захвата, углу атаки и давлению па почву.
Опорные колеса. Сеялка СЛС-12 оснащена самоустанавливающимися колесами с пневматическими шинами. В рабочем положении оси передних колес зафиксированы. Задние колеса прикреплены на поводках к косынкам рамы. Ось колеса устанавливают в косынках вилки и крепят к ним при помощи накладок, гаек и шайб. На вертикальной оси вилки установлен стакан с запрессованными чугунными втулками. Вилка с колесом может поворачиваться в стакане относительно вертикальной оси на 360
Маркеры. У сеялки СЛС-12 маркеры дискового типа, раздвижные. Опускание и подъем маркеров гидрофицированы. Каждый маркер состоит из трубы, к которой приварена скоба для крепления рычага с тросами, и штанги с диском, шарнирно прикрепленной к брусу.
Рабочий процесс. В ходе работы сеялки крутящий момент от синхронного ВОМ трактора посредством карданной передачи, редуктора и цепной передачи сообщается валам высевающих аппаратов, приводящих в движение транспортерные цепи с захватами для семян.
При прохождении по неподвижному дну короба лишние луковицы скатываются в зону забора и в вилке остается по одной луковице. Луковицы, придерживаемые гибким элементом, по сопровождающему кожуху выносятся к зоне сброса, где под действием собственной массы падают в открытую борозду, образованную сошником.
Маркер опускается на почву с незасеянной стороны поля и делает борозду. При повторном проходе тракторист ведет трактор правым колесом по бороздке, образованной маркером. Этим обеспечивается необходимая ширина стыкового междурядья.
Подготовка к работе. При подготовке к работе проводят техническое обслуживание сеялки. Проверяют правильность установки высевающих аппаратов, затяжку крепежных деталей.
Устанавливают передние колеса в рабочее положение: при работе на ровной поверхности упор вставляют в отверстие с отметкой 0 см и закрепляют болтами, а при работе на гребнях и грядках (в зависимости от их высоты) вставляют упор в отверстие с отметкой соответственно 15, 20 или 25 см. Вилки колес фиксируют от поворотов в стакане рукоятками, штырем и шплинтом. Устанавливают задние колеса в рабочее положение.
Взаимное смещение венцов звездочек не должно превышать 2 мм, а прогиб цепей при нажатии усилием 100 Н должен быть не более 12 см.
Внутреннее давление в пневматических шинах колес должно составлять 0,291 МПа. Проверяют и при необходимости регулируют осевое смещение колес в подшипниках.
При проверке установки транспортирующих цепей 1г коробов добиваются, чтобы вилки цепей не задевали за края прорезей в коробке, а рожки вилок не задевали за стенки сопроводительных щитков и улавливателей потерь лука.
Проверяют правильность установки сошниковых секций, при необходимости устраняют задевание щек сошника за сопроводительный щиток и кронштейн натяжной звездочки.
Возможные неисправности. В процессе работы сеялки могут возникнуть неисправности вследствие нарушения регулировок, выполнения технологического процесса. Наиболее характерные из них приведены в таблице 15.
Техническое обслуживание. Сеялку СЛС-12 обслуживают в соответствии с ГОСТ 20793—86 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание».
Техническое обслуживание при подготовке к работе. Очищают сеялку от консервационного смазочного материала, пыли и грязи. На входные валы редуктора устанавливают звездочки z = 8. Проверяют и подтягивают крепления сошников, колес, высевающих аппаратов.
Регулируют натяжение цепей и положение звездочек. Проверяют давление в шинах колес и при необходимости доводят его до 0,291 МПа. Регулируют осевое смещение в подшипниках колес. Проверяют правильность установки сошниковых секций.
Смазывают трущиеся поверхности сеялки. Проверяют и при необходимости подтягивают крепления
сборочных единиц и механизмов.
Таблица 15. Возможные неисправности сеялки СЛС-12 и способы их устранения.
Ежесменное техническое обслуживание в процессе работы. Очищают сеялку от грязи, пыли и растительных остатков. В конце рабочего дня очищают бункеры и высевающие аппараты от остатков семян и проверяют чистоту захватов аппаратов.
Проверяют и при необходимости регулируют и подтягивают крепления секций, опорных колес, механизма передач, маркеров. При проверке правильности расстановки рабочих органов добиваются, чтобы отклонение расстояния между секциями по бороздкам сошников не превышало ±2 см.
Проверяют натяжение цепей и давление в пневматических шинах колес, а также положение звездочек механизма передач.
Техническое обслуживание при подготовке к хранению. Тщательно очищают сеялку от пыли, грязи и растительных остатков.
Снимают втулочно-роликовые цепи, очищают и промывают в дизельном топливе, проваривают в течение 20 мин в горячем автоле при температуре 80... 90 °С или дизельном масле. Затем подвешивают цепи и в течение 20 мин масло стекает с них. Завершив этиработы, цепи покрывают консервационным смазочным материалом и сдают на склад при хранении сеялки на открытых площадках, а при хранении в закрыты . помещениях устанавливают на сеялку без натяжения.
Восстанавливают окраску, поврежденную во время работы, предварительно очистив и обезжирив поврежденные места.
Разгружают все пружины и обрабатывают их антикоррозионным смазочным материалом. Все подшипники, венцы звездочек цепных передач, сошники и все резьбовые соединения покрывают антикоррозионным материалом.
Снимают тросы маркеров, протирают и смазывают антикоррозионным материалом. После очистки и обработки тросы свертывают в мотки, связываюи сдают на склад для хранения на стеллажах. Снимают гидроцилиндры, рукава высокого давления и кар данный вал. Гидроцилиндры тщательно очищают, промывают в дизельном топливе и просушивают. После обработки карданный вал, гидроцилиндры и рукава высокого давления, свернутые в мотки, сдают на склад.
Давление в шинах пневматических колес доводят до 0,098 МП а.
Снимают сопроводительные элементы высевающих аппаратов и сдают на склад. Снимают опорные колеса сошников, очищают от пыли, растительных остатков, промывают теплой водой до полного удаления остатков грязи, просушивают и сдают на склад. При хранении в закрытом помещении оставляют опорные колеса сошников на сеялке. В этом случае сеялку устанавливают на подставки, а под сошники подкладывают доски. Просвет между пневматическими шинами колес и опорной поверхностью должен быть не менее 100 мм. При хранении сеялки на открытой площадке шины колес покрывают светозащитным составом.