Статьи

Надежность комбинированных агрегатов

На современном этапе научно-технического прогресса в сель­скохозяйственном машиностроении надежность является одним из основных факторов, определяющих эффективность использова­ния машинно-тракторного парка и стоимость его эксплуатации. Подтверждением этого может служить тот факт, что затраты на ремонт и техническое обслуживание машин превышают в не­сколько раз их первоначальную балансовую стоимость. Из-за не­исправностей в стране простаивает от 10 до 40% машин и обору­дования, а ежегодные потери от этого составляют около 4 млрд. руб. [384].

Поэтому с ростом энерговооруженности сельского хозяйства, которое в основном будет осуществляться за счет поставок энер­гонасыщенных тракторов, новейших высокопроизводительных машин и комбинированных агрегатов, представляющих собой сложные системы, повышение надежности становится важнейшей не только технической, но и экономической задачей. От ее реше­ния во многом будет зависеть дальнейший рост уровня механиза­ции технологических процессов и повышение эффективности всего сельскохозяйственного производства в целом. В связи с этим вопросы надежности должны быть в центре внимания на всех этапах создания техники, начиная от разработки технического задания и проектирования и кончая испытаниями и промышлен­ным производством.

Надежность — одно из совокупных свойств качества продук­ции — является объектом изучения теории надежности. Как инженерная дисциплина, теория надежности решает конкретные реальные задачи, выдвигаемые практикой. Основными ее мето­дами являются теория вероятностей и математическая статистика. С помощью этих методов теория надежности устанавливает за­кономерности возникновения отказов и восстановления работо­способности изделий, рассматривает критерии и количественные характеристики надежности, определяет связь между ними, раз­рабатывает методы проведения испытаний на надежность, мето­ды сбора, обработки и оценки опытной информации, устанавли­вает надежность машин и агрегатов в зависимости от надежно­сти их узлов и деталей, определяет оптимальные показатели на­дежности и т. д. На этой основе представляется возможным на­метить и осуществить конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию конструкций, способов эксплуатации и ре­монта машин.

Знание основ теории надежности и применение ее на всех стадиях создания машин будет в значительной мере способство­вать достижению высокой эффективности использования техни­ки, оборудования, материальных, финансовых и трудовых ресур­сов, экономии топлива и энергии.

В данной главе рассматриваются физические и математиче­ские основы и количественные характеристики надежности ком­бинированных агрегатов, комплексов однооперационных и комби­нированных машин, приводится расчет надежности овощного ком­бинированного агрегата.

Большая часть приводимых материалов в той или иной степени уже нашла отражение в действующей отраслевой нор­мативно-технической документации и широко используется в промышленности. Однако специфические особенности функциони­рования комбинированных агрегатов и отсутствие данных об их надежности вызвали необходимость в уточнении и детализации не­которых вопросов, касающихся расчета показателей надежности.

Зависимость основных характеристик надежности от действия определенного закона распределения

В теории надежности автоматических систем, различного рода машин и механизмов используется ряд законов распределения. Наибольшее распространение среди них получили нормальный, логарифмически нормальный, Пуассона, биномиальный, экспо­ненциальный, гамма-распределение, Релея, Вейбулла-Гнеденко и др.

Применительно к анализу надежности сельскохозяйственных машин в большинстве случаев используются законы нормального распределения, экспоненциальный и Вейбулла-Гнеденко [И, 5061.

Область применения того или другого закона распределения определяется видом и сложностью объекта (технического устрой­ства), видом отказов, характером и причинами его возникнове­ния.

Для анализа надежности сложных систем, прошедших соот­ветствующий период приработки (обкатки), а также систем, ра­ботающих в тяжелых климатических условиях, под воздействием переменных динамических нагрузок, способствующих, как прави­ло, появлению внезапных (случайных) отказов, в большей мере отвечает экспоненциальный закон распределения.

Нормальный закон распределения применяется для анализа систем, функционирующих в нормальных условиях, когда преоб­ладают постепенные (износные) отказы. Если причинами отказовявляются усталостные повреждения, то показатели надежности с достаточной для практических целей точностью описываются логарифмически нормальным законом. При отказах, являющихся следствием совместного действия постепенных износов и усталост­ных повреждений, чаще других применяется распределение Вейбулла-Гнеденко. Последнее распределение дает достаточно хоро­шие результаты при анализе надежности большинства сельскохо­зяйственных машин [506].

Перечисленные законы распределения и указанные области их применения с определенной идеализацией описывают физиче­скую природу отказов. Поэтому для каждого конкретного случая обоснованность избранного теоретического распределения следует проверить опытом и с помощью специальных математических приемов [506].

На практике при выборе закона распределения часто пользуются коэффициентом вариации, равным V = σ/M [384]. Если коэффициент вариации находится в пределах 0 ≤ V ≤ 0,30, то данные, полученные в результате опыта, соответствуют закону нормального распределения. При 0,3 ≤ V ≤ 0,8 распределение случайной величины может подчиняться как закону нормального распределения, так и закону Всйбулла-Гнеденко. В этом случае окончательный выбор закона распределения делается после уточнения данных по одному из  наиболее точных  критериев согласия [499].

Если дисперсия D[X] случайной величины равна ее математическому ожиданию, то экспериментальное (статистическое) распределение может с достаточной точностью аппроксимироваться распределением Пуассона.

При значениях коэффициента вариации 0,30 < V < l,0 может быть использован закон Вейбулла-Гнедснко, который при V = 0,52 и b = 2,0 (b — параметр закона распределения Вейбулла) переходит в закон Реллея.

Предпосылками возможности использования экспоненциального закона является равенство квадратического отклонения и математического ожидания, т. е. V = l.

Закон нормального распределения

Закон нормального распределения является двухпараметрическим и характеризуется плотностью вероятности вида


где t и σ — параметры распределения: математическое ожидание и квадратическое отклонение случайной величины. Вероятности отказа  Q(t) и безотказной работы R(t) соответственно равны.

где t — значение заданного показателя надежности.

При расчете показателей надежности обычно используют центрированную функцию Fo(t) [5061.

Интенсивность отказов в общем случае определяется из отношения

 

Среднее  время   безотказной   работы   определяется  как

 

Экспоненциальный закон распределения

Экспоненциальный закон распределения  является однопараметрическим, а его плотность  вероятности  при  х ≥ 0 имеет вид


где λ — параметр распределения   {постоянная величина).

Зависимость между основными показателями  надежности при этом законе распределения определяется уравнениями


Закон распределения Вейбулла-Гнеденко

Если вероятность безотказной работы описывается законом Вейбулла-Гнеденко, то зависимость между основными показателями надежности выражается уравнениями


где а и b — параметры распределения Вейбулла-Гнеденко, определяемые на основании информации, полученной экспериментальным путем.

Для определения параметров а и b разработано несколько методов: по табулированным значениям в зависимости от коэффициента вариации V, метод максимального правдоподобия, графоаналитический и метод моментов. Из них наиболее точным является метод максимального правдоподобия, при котором параметр b определяется из уравнения


где N — число наблюденных значений случайной величины (число опытов); t1 — i-oe значение случайной величины.

Параметр b можно определить последовательным подбором его различных значений в интервале от 1,0 до 3,5, добиваясь равенства (8.15), или, что проще и менее трудоемко, графическим методом. Для этого, заменив через y1 левую, а через у2 правую часть уравнения (8.15) и подставляя в них не менее четырех значений b в том же интервале (1,0/3,5), строят график, по оси абсцисс которого откладывают значения b, а по оси ординат — значения y1 и у2. По полученным точкам (b1y1i и b1y2i) строятся кривые y1 и у2. Абсцисса точки пересечения этих кривых и является параметром b.

При известной величине параметра b параметр а определяется из уравнения


Из имеющихся законов распределения случайных величин приведены только те, которые в большей мере отражают физи­ческую природу отказов и наиболее часто применяются при ана­лизе надежности сельскохозяйственных машин. Сводная харак­теристика этих законов, их графическое изображение и область применения приведены в табл. 8.2. С другими законами распре­деления случайных величин можно ознакомиться в специальной литературе, и в частности в работе Я. Б. Шора [499].

Показатели надежности комбинированных агрегатов

В целом констатируя достигнутые успехи в создании и исполь­зовании сельскохозяйственных комбинированных агрегатов, сле­дует отметить, что нередко фактическая производительность и другие технико-экономические показатели агрегатов оказывают­ся значительно ниже расчетных и уступают аналогичным суммар­ным показателям соответствующих однооперационных машин, агрегатируемых раздельно. Одна из основных причин этого в том, что при разработке агрегатов комплектование их в боль­шинстве случаев осуществлялось на основе совместимости вы­полнения технологических операций и энергетических возможно­стей трактора без должного учета надежности машин и орудий, включаемых в агрегат.

В последнее время опубликован ряд работ, в которых дается анализ влияния надежности комплектуемых машин и орудий на надежность и эффективность функционирования комбинирован­ных агрегатов [336, 458]. Однако большинство из них посвящены агрегатам одноцелевого назначения, составленным из однотипных машин и орудий с одинаковым уровнем надежности, что, естест­венно, не позволяет использовать приведенные в них материалы при расчете надежности комбинированных агрегатов многоцеле­вого назначения, в составе которых имеются машины и орудия, различающиеся по надежности и другим технико-экономическим показателям.

Вероятностная модель комбинированного агрегата

Рассмотрим комбинированный агрегат (в дальнейшем для краткости агрегат) определенного целевого назначения, со­стоящий из разнотипных ремонтируемых машин и орудий, с различной надежностью, производительностью и другими технико-эксплуатационными показателями. При этом предполагается, что состав агрегата по тяговым и мощностным характеристикам соответствует техническим возможностям энергетического средст­ва, а в функциональном отношении согласуется с совместимостью выполняемых им агротехнических операций.

Для сравнения данной модели агрегата естественно принять комплекс машин (в дальнейшем — комплекс), предназначенный для выполнения той же цели и включающий те же однооперационные машины, агрегатируемые раздельно с соответствующими энергетическими средствами, рекомендуемыми заводами-изготовителями согласно нормативно-технической документации.

Таблица 8.2. Наиболее часто применяемые законы распределения.

В теоретическом и практическом отношении представляет интерес также сравнение комбинированного агрегата с комплексом, состоящим из двухоперационных машин (комбинированных машин), которые в настоящее время нашли широкое применение при возделывании многих сельскохозяйственных культур.

Особенностью функционирования рассматриваемых систем (комбинированного агрегата и сравниваемых комплексов) является то, что отказ одной из машин, входящих в агрегат, приводит к отказу в работе всего агрегата в целом, а отказ одной из машин комплекса не нарушает работу остальных. В реальных условиях эксплуатации последнее возможно тогда, когда машины комплекса работают параллельно, т. е. в разных загонах (участках), или же в том случае, когда для каждой из них заблаговременно выполняются предыдущие виды работ. При групповом (в одном загоне) методе работы однооперационных машин это условие нарушается и отказ одной из машин группы вызовет вынужденные простои следующих за ним тракторных агрегатов.

Таблица времени безотказной работы при оценке надежности сельскохозяйственных машин.

Естественно считать отказы машин в агрегате и комплексе независимыми, так как они есть следствие отказов входящих в них узлов и деталей, моменты появления которых являются не­зависимыми случайными событиями.

применяя соответствующие положения теории вероятностей и теории надежности, а также учитывая действительный ха­рактер эксплуатации сельскохо­зяйственных машин, функциони­рование комбинированного аг­регата, составленного по описан­ной выше схеме, может быть представлено математической (вероятностной) моделью в виде системы из последовательно сое­диненных восстанавливаемых элементов, отказ хотя бы одного из которых приводит к отказу всей системы в целом. В свою oчepeдь функционирование срав­ниваемого с агрегатом комплек­са однооперационных машин мо­жет быть описано вероятностной моделью, представляющей собой систему из параллельно соеди­ненных восстанавливаемых элементов, в которой отказ одного из них не нарушает работоспособность остальных. Сравниваемый ком­плекс комбинированных машин в данном случае может быть представлен системой из последовательно-параллельно соединен­ных элементов, в которой отказ элемента последовательной груп­пы нарушает работоспособность только этой группы и не влияет на работу остальных. Предполагается, что отказы элементов яв­ляются независимыми, т. е. отказ любого из них никак не зависит от состояния любых других элементов.

Под элементом и здесь и в дальнейшем понимается машина, орудие или группа рабочих органов, выполняющих самостоятель­ную технологическую операцию.

Структурно-функциональная схема рассматриваемых систем показана на рис. 8.12.

Вероятность безотказной работы

Согласно принятым вероятностным моделям функционирова­ния рассматриваемых систем вероятность безотказной работы комбинированного агрегата может быть определена как вероят­ность того, что за время t все элементы системы будут работать безотказно, т. е. как вероятность совместного появления незави­симых случайных событий (безотказности).

Рис. 8.12. Структурная схема функционирования комбинированного агрегата.

По теореме умножения вероятностей будем иметь

 

где RА(t) — вероятность безотказной работы комбинированного агрегата (системы с последовательным соединением элементов); Riм(t) — вероятность безотказной работы i-й машины агрегата (i-гo элемента системы).

Таким образом, вероятность безотказной работы комбинированного агрегата в течение заданной наработки t равна произведению вероятностей безотказной работы машин и орудий, входящих в его состав, за тот же промежуток времени.

Учитывая, что безотказная работа и отказ агрегата образуют полную группу и являются событиями несовместными и противоположными,  вероятность отказа агрегата равна

 

где  QA(t)   —  вероятность  отказа   агрегата  в  течение  времени  t. Очевидно,  что  отказ   комплекса   из  однооперационных  машин (системы  из  параллельно    соединенных    элементов)     возможен только тогда, когда откажут одновременно все машины и орудия (элементы  системы)   или   когда   отказы   элементов     возникнут   в интервале времени  восстановления  одного  из  них. По теореме умножения вероятностей будем иметь

 

Тогда вероятность безотказной работы комплекса однооперационных машин за тот же промежуток времени t равна

 

где QK(t) — вероятность отказа комплекса в течение времени t: Ом (t) — вероятность отказа i-й машины комплекса за время t; RK(t) — вероятность безотказной работы комплекса в течение времени t.

Для комплекса комбинированных машин (системы с последовательно-параллельным соединением элементов)* (см. рис. 8.12в) вероятность безотказной работы за фиксированный промежуток времени t равна

 

где Rnri — вероятность безотказной работы комбинированной машины (группы с последовательным соединением элементов); Ri(t) — вероятность безотказной работы i-й машины группы (i-гo элемента последовательной  группы); m — число комбинированных машин (число   последовательных  групп, соединенных параллельно); к —  число однооперационных машин в комбинированной машине (число элементов в группе с последовательным соединением).

* Под комбинированными машинами в данном случае условно понимаются двухоперационные агрегаты, т. е. агрегаты, состоящие не более чем из 2-х однооперационных машин.

Подставляя значение Rnri (t)  в выражение (8.22), получим


Очевидно, что при m = 1 и к = n выражение (8.23) соответствует вероятности безотказной работы комбинированного агрегата, а при m = n и к = 1 оно переходит в выражение (8.21), отвечающее вероятности безотказной работы комплекса однооперационных машин. Следовательно, выражение (8.23) является обобщающим и может быть использовано для расчетов вероятности безотказной работы систем (комплексов) при всех наиболее часто встречающихся на  практике соединениях элементов   (машин).

При равной надежности машин (элементов), входящих в агрегат и сравниваемые с ним комплексы, выражения для определения вероятности безотказной работы значительно упрощаются и принимают вид:


Поскольку вероятность безотказной работы каждой отдельной машины меньше единицы, то, как это следует из выражений (8.17), (8.21) и (8.23), вероятность безотказной работы комбинированного агрегата всегда меньше, чем вероятность безотказной работы входящей в него машины с наименьшим значением Ri(t). При этом с увеличением количества комплектуемых машин вероятность  безотказной   работы   агрегата   резко  падает  даже  в том случае, когда вероятность безотказной работы каждой машины достаточно высокая.

В реальных условиях эксплуатации фактические показатели надежности, и в частности вероятность безотказной работы сложных систем, значительно выше теоретических, полученных по расчетным формулам. Объясняется это идеализацией в законах распределения сроков службы машин и аппроксимацией их непрерывными распределениями [506]. При такой аппроксимации вероятность безотказной работы элементов системы начинает убывать сразу же после t = 0. Поэтому в этом случае даже при очень высокой надежности элементов (например, Ri(t)=0,99) система будет иметь низкое значение вероятности безотказной работы. Кроме того, принятые законы не учитывают изменений надежности элементов, обусловленных действиями периодических и ежесменных технических уходов и восстановлений, при проведении которых осматриваются и ремонтируются не только отказавшие узлы и детали, но и смежные (сопряженные) с ними, представляющие опасность возникновения отказов, что, естественно, повышает надежность этих элементов и системы в целом.

На самом же деле отказы элементов наступают не сразу после включения системы в работу, а по истечении некоторого периода. Оно и понятно, так как, исходя из физической природы отказов, трудно себе представить, чтобы детали и узлы машины были настолько некачественно изготовлены и смонтированы, что сразу же в начале работы исчерпают свои прочностные свойства и потеряют несущую способность. Если в этот период и наблюдаются отказы элементов, то они в абсолютном большинстве случаев обусловлены не столько отсутствием соответствующей надежности, сколько нарушением условий и правил эксплуатации машин (повышенная влажность почвы, низкое качество посевного или посадочного материала, технологических растворов жидкостей, заточки рабочих органов и т. д.).

В целях устранения имеющихся несоответствий между расчетными и фактическими показателями надежности предлагается некоторыми авторами [384, 506] при расчете вероятности безотказной работы сложных технических систем вводить для элементов зоны (участки) «нечувствительности», в которых R(t) = l. Тогда на участке (o,ti) (рис. 8.13) любое перемножение вероятностей безотказной работы элементов обеспечивает безотказность системы, равную единице.

Рис. 8.13. Кривые распределения R (t) и Q (t).

Величина зоны нечувствительности (o,ti) системы будет за­висеть от наступления первого отказа самого ненадежного элемента. В нашем случае по комбинированному агрегату этот уча­сток равен времени до первого отказа самой ненадежной его машины или орудия, а для сравниваемого комплекса — средней величине наработки до первого отказа машины, входящей в его состав.

В работах [377, 378] также указывается на несоответствие теоретических показателей надежности сельскохозяйственных ма­шин, рассчитанных по формулам теории надежности, и фактиче­ских, определяемых по данным опытов. Для устранения этого несоответствия автором этих работ предлагается при расчете ин­тенсивности отказов машины вместо среднего времени наработки на отказ (среднего времени безотказной работы) ввести время цикла работы, равного сумме времени безотказной работы и времени восстановления. Безусловно, это до некоторой степени уменьшает расхождение между расчетными и опытными показа­телями надежности, но противоречит самому понятию безотказ­ности — свойству объекта непрерывно сохранять работоспособ­ность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Поэтому, как показывает анализ результатов испытаний, лучшее соответствие теоретических и фактических показателей надежно­сти сложных систем обеспечивается, если при расчете интенсив­ности отказов элементов учитывать время (участок) нечувстви­тельности, а не время восстановления.

Полученные зависимости (8.17), (8.21) и (8.23) показывают, что вероятность безотказной работы рассматриваемых систем зависит от надежности входящих в них элементов (машин) и структурной схемы их функционирования.

Одной из основных характеристик надежности ремонтируемых и перемонтируемых объектов является плотность распределения времени безотказной работы (плотность распределения наработки на отказ), которая в зависимости от вида отказа (внезапный или постепенный), характера и причин его возникновения описывает­ся различными законами.

Отказы, возникаюшие при эксплуатации сельскохозяйственных машин, чаще всего носят внезапный характер, обусловленный наличием скрытых дефектов в узлах, деталях и их сопряжениях, нарушением рабочих режимов, забиванием и попаданием в ра­бочие органы машин посторонних предметов, приводящих к на­рушению технологического процесса или поломкам, нечетким соблюдением технических условий по уходу и регулировкам, а также других рекомендаций как технического, так и эксплуата­ционного порядка. В результате этого моменты наступления от­казов различаются между собой и образуют совокупность случай­ных величин (поток случайных событий — отказов) с определен­ной плотностью распределения.

В связи с этим функционирование каждого из элементов рас­сматриваемых систем в вероятностном смысле может быть опи­сано случайным процессом, представляющим собой последова­тельность интервалов работоспособности, чередующихся с интер­валами простоев (восстановлений), или же потоком случайных событий, параметрами которого являются интенсивности отказов и восстановлений. Тогда функционирование самих систем может быть представлено либо композицией случайных процессов, либо композицией (суммой) потоков случайных событий, обладающих определенными свойствами и распределениями.

Потоки отказов элементов рассматриваемых систем по своей физической сущности могут быть отнесены к числу простейших (пуассоновских), которые обладают свойствами ординарности, стационарности и отсутствия последействия.

Свойство ординарности в данном случае вытекает из прене­брежительно малой вероятности появления двух и более отказов элементов в один и тот же момент времени, а свойство стацио­нарности обуславливается тем, что расчет надежности элементов систем, как правило, ведется для условий установившегося (ста­ционарного) режима работы, т. е. для периода с началом сразу после приработки (тренировки) машин и до наступления отка­зов, вызванных износами и старением материалов узлов и дета­лей. Другими словами, для периода, когда процесс эксплуатации становится стабильным, а интенсивности отказов и восстановле­ний приобретают значения, близкие к постоянным.

Отсутствие последействия в потоке отказов элементов выте­кает из того, что в нормальном установившемся (стационарном) режиме работы функционирование элементов после восстановле­ния (ремонта) отказавших узлов и деталей не зависит от проте­кания процесса до их возникновения, т. е. после устранения отка­за функционирование элементов начинается как бы заново и продолжается без снижения качества выполняемого процесса. Имеется в виду, что вероятность появления после ремонта того же отказа чрезвычайно мала.

Поэтому с достаточной для практических целей точностью поток отказов элементов (машин) можно отнести к простейшему с параметром, равным интенсивности отказов. Тогда, согласно предельной теореме Пальма [499], потоки отказов рассматривае­мых нами систем (агрегата и комплексов) также будут простей­шими с параметрами, равными сумме параметров суммирующих потоков.

Известно [499], что если поток случайных событий простейший, то промежутки времени между соседними событиями распреде­ляются по экспоненциальному закону, параметр X которого ра­вен параметру потока.

Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что время безотказной работы (наработка на отказ) и время восста­новления отказов элементов и в целом рассматриваемых систем — агрегата и комплексов — подчиняются одному и тому же экс­поненциальному закону с функциями и плотностями распределения

 

где FР(t); FB(t) — функции распределения времени безотказной работы и времени восстановления; f (t); fB(l) — плотности распределения времени безотказной работы и времени восстановления; λ; μ — параметры законов распределения, а в нашем случае соответственно интенсивность отказов и интенсивность восстановлений.

Отличительной особенностью экспоненциального закона распределения безотказности и восстановления является независимость  интенсивности  отказов  и  восстановлений  от времени, т.  е. λ = const, μ = const.

В реальных условиях эксплуатации это наблюдается только в период установившегося (нормального) режима работы, т. е. в период после приработки и до наступления износных и усталостных отказов. Поэтому в дальнейшем все показатели, характеризующие надежность рассматриваемых систем, будут определяться для нормального режима эксплуатации в предположении,, что соответствующие машины агрегата и комплексов имеют равную надежность.

Согласно экспоненциальному закону распределения, вероятность безотказной работы машины (элемента) в интервале времени от 0 до to равна:

 

где RiM(to) - вероятность того, что машина (элемент) проработает безотказно в течение заданного времени работы t0, начав работать в момент времени t = 0, или вероятность того, что время работы машины (элемента) до отказа окажется больше заданного времени работы t0.

Подставляя в (8.27) значение функции Fp(to), определяемое выражением (8.26), имеем


где λ1 — интенсивность отказов i-й машины агрегата и комплексов.

Учитывая условия, вытекающие из свойств простейшего потока и предельной теоремы Пальма, а также вероятность безотказной работы машины (элемента), определяемую выражением (8.28), найдем по уравнениям (8.17), (8.21) и (8.23) окончательные зависимости для определения вероятности безотказной работы комбинированного агрегата и сравниваемых с ним комплексов.

Выражение для нахождения вероятности безотказной работы комбинированного агрегата, состоящего из п разнотипных машин, имеющих различную надежность, будет иметь следующий вид


Соответственно, вероятность отказа агрегата

 

Вероятность безотказной работы и вероятность отказа комплекса однооперационных машин при параллельном функционировании соответственно равны


Вероятность безотказной работы и вероятность отказа комплекса комбинированных машин при параллельной работе (последовательно-параллельное соединение элементов)


При одинаковой надежности машин выражения для определения вероятности безотказной работы рассматриваемых систем примут вид


Параметр потока отказов

В качестве характеристики потока отказов используется «ведущая функция» Q(t) данного потока — математическое ожидание числа отказов за время t

 

где r(t) — число отказов за время t.

Математическое ожидание числа отказов за интервал времени (t1, t2) определяется по формуле


где r(t1, t2) — число отказов за интервал (t1, t2).

Функция ω (t) называется интенсивностью потока отказов


Параметр потока отказов связан с ведущей функцией соотношением


По статистическим данным  параметр потока определяется по отношению


где r (Δt) — число отказавших объектов (число отказов) за время Δt; N — общее число испытываемых объектов.

Применительно к рассматриваемым нами системам среднее значение параметра потока отказов равно 


где ri(t), Тi — суммарное число отказов и наработка i-й машины агрегата (комплекса).

При экспоненциальном законе распределения времени безотказной работы параметр потока отказов равен интенсивности отказов


Интенсивность отказов в общем случае определяется отношением плотности распределения к вероятности безотказной работы

 

Подставляя значения величин, входящих в (8.37) согласно выражениям (8.26) и (8.29), найдем интенсивность отказов, а по (8.36) определим параметр потока отказов комбинированного агрегата


где λ1 — интенсивность отказов i-й машины агрегата (комплекса).

Следовательно, параметр потока отказов комбинированного агрегата при экспоненциальном законе безотказности равен сумме интенсивностей  отказов  машин,  входящих  в  его  состав.

Наработка на отказ

Наработка на отказ — среднее время наработки между отказами (без учета времени, затрачиваемого на восстановление) — при экспоненциальном распределении времени безотказной работы есть величина, обратная интенсивности отказов. Отсюда для каждой из машин рассматриваемых нами систем наработка на отказ равна


где То1 — наработка на отказ i-й машины, включая период (зону) нечувствительности. Тогда, согласно (8.38) и (8.39), наработка на отказ комбинированного агрегата равна

В данном случае в целях уменьшения несоответствия расчетных и фактических показателей надежности интенсивность отказов исчисляется с учетом зоны нечувствительности

 

где ТнА — зона нечувствительности (наработка до первого отказа агрегата).

По  статистическим  данным   наработка   на  отказ   агрегата   определяется по формуле


где tj — время исправной работы агрегата между (i—1)-м и i-м отказами; r — число отказов за некоторое время t. Соответственно для сравниваемых комплексов наработка на отказ будет определяться по формулам



где Ток, Токм  — наработка на отказ комплекса однооперационных и комбинированных машин; Т01r, Т02r, .... — средняя наработка на отказ i-й комбинированной машины; k — количество однооперационных машин в комбинированной машине (число машин в rpyппe); m — число комбинированных машин.

Легко заметить, что при m = 1 и k = n выражение (8.43) переходит в выражение (8.40), а при m = n и к = 1 в выражение (8.42), т. с. в первом случае это будет соответствовать функционированию комбинированного агрегата, во втором — комплекса однооперацнонных машин. При равной надежности машин, входящих в рассматриваемые системы, выражения (8.40), (8.42) и (8.43) примут соответственно вид


Средняя наработка до отказа

Средняя наработка до отказа агрегата равна наработке до первого отказа самой ненадежной машины


Средняя наработка до отказа сравниваемых комплексов определяется по формулам


где TиА, Tим и Тикм — средняя наработка до отказа агрегата, комплекса однооперационных машин и комлекса комбинированных машин; tp, — время работы до первого отказа i-й машины; tPlk — время работы до первого отказа машины, входящей в группу (время работы до первого отказа комбинированной машины).

Интенсивность восстановления

Интенсивность восстановления элемента (машины) при экспоненциальном законе распределения времени восстановления, так же как и интенсивность отказов, является величиной постоянной


где fb(t) — плотность распределения времени восстановления; Rb(t) — вероятность восстановления в заданное время или вероятность того, что время восстановления системы не превысит заданного.

Среднее время восстановления

Среднее время восстановления — математическое ожидание времени восстановления — при экспоненциальном законе распределения  равно обратной  величине интенсивности  восстановления


где tbi   — время, затраченное на восстановление i-гo отказа, включая время поиска причин отказа.

Учитывая принятые условия о том, что рассматриваемые системы (агрегат и комплексы) состоят из одинакового количества соответственно равнонадежных машин, и предполагая, что время восстановления каждой из них является независимыми случайными величинами и не пересекаются, т. е. вероятность восстановления двух и более элементов в один и тот же момент времени пренебрежительно мала, среднее время восстановления каждой из систем равно


где μi  —  интенсивность восстановления  i-й  машины  агрегата  и комплекса.

Коэффициент готовности


По статистическим данным  коэффициент готовности в общем виде определяется по формуле


где t01 — суммарное время исправной работы 1-го объекта за фиксированный промежуток эксплуатации; Т — суммарное время эксплуатации, состоящее из последовательно чередующихся интервалов времени работы и восстановления; N — число объектов, находящихся на испытании.

Для  рассматриваемых нами систем формула (8.50) примет вид


где   — коэффициенты готовности соответственно комбинированного агрегата, комплекса однооперационных и комбинированных машин; toA — суммарное время  исправной  работы   комбинированного агрегата; toki —суммарное время исправной работы   i-й однооперационной машины комплекса; tck j — суммарное время исправной работы i-й комбинированной машины комплекса; Та, Тк, Ткм — суммарное время исправной работы и восстановления соответственно комбинированного агрегата, комплекса однооперационных и комбинированных машин; n; m — число однооперационных и комбинированных машин. В установившемся режиме работы коэффициент готовности объекта в общем виде определяется по формуле


где То — наработка объекта на отказ; Тb — среднее   время восстановления.

Подставляя в выражение (8.54) значение входящих в него величин, согласно (8.40), (8.42), (8.43) и (8.49), определим коэффициент готовности рассматриваемых систем


При равной надежности машин, входящих в агрегат и сравниваемые комплексы, выражения для коэффициента готовности примут вид


Из этих выражений видно, что наибольшим коэффициентом готовности обладает комплекс, состоящий из однооперационных машин. При этом коэффициент готовности комплекса равен коэффициенту готовности машины.

По аналогии с отказом и безотказностью для оценки машин и систем используется показатель — коэффициент простоя. Он означает вероятность того, что в  произвольный  момент времени объект (система) окажется в состоянии отказа (восстановления)


Подставляя в это выражение значения кг согласно (8.55), (8.56) и (8.57), можно определить коэффициенты простоя рассматриваемых систем.

Коэффициент технического использования

Коэффициент технического использования статистически определяется отношением суммарного времени исправной работы объектов к произведению числа наблюдаемых объектов на заданное время эксплуатации


где Тэ — продолжительность эксплуатации, состоящей из интервалов времени работы, технического обслуживания и ремонтов. При  установившемся  режиме эксплуатации  коэффициент технического использования определяется  по формуле



где tсyм — суммарная наработка всех объектов системы; tpeм — суммарное время простоев из-за плановых и внеплановых ремонтов всех объектов; tl>Qc — суммарное время простоев из-за планового и внепланового технического обслуживания всех объектов.

Время простоев по организационным причинам здесь не учитывается.

Если разделить числитель и знаменатель выражения (8.63) на общее число отказов, возникающих за рассматриваемый период эксплуатации системы, и ввести коэффициент профилактики кпр, равный


Разделив числитель и знаменатель этого выражения на То, будем иметь


Таблица 8.3. Показатели надежности комбинированного агрегата и комплексов однооперационных и комбинированных машин (закон   распределения   времени безотказной работы — экспоненциальный).

Выражение (8.64) отражает взаимосвязь коэффициентов го­товности и технического использования ремонтируемого объекта (системы). Подставляя в него значения к,, определяемые выра­жениями (8.55), (8.56) и (8.57), получим формулы для определения коэффициентов технического использования соответственно ком­бинированного агрегата, комплексов однооперационных и комби­нированных машин. Расчетные формулы для показателей надеж­ности рассматриваемых систем при экспоненциальном законе распределения времени безотказной работы приведены в табл. 8.3.

Анализ полученных зависимостей для определения показате­лей надежности рассматриваемых систем позволяет сделать сле­дующие выводы:

Безотказность комбинированного агрегата и комплексов однооперационных и комбинированных машин зависит от безотказ­ности и количества входящих в них машин. При этом с повыше­нием безотказности машин безотказность агрегата и комплексов увеличивается.

Комбинированный агрегат по надежности значительно усту­пает комплексу однооперационных машин и несколько меньше — комплексу комбинированных машин при параллельном их функ­ционировании.

С увеличением числа машин в комбинированном агрегате безотказность его резко падает даже при достаточно высокой вероятности безотказной работы каждой машины, входящей в его состав.

В целях обеспечения достаточной надежности комбиниро­ванного агрегата в его состав следует включать оптимальное ко­личество машин, обладающих высоким уровнем надежности.

Полученные аналитические зависимости для определения единичных и комплексных показателей надежности могут быть использованы при расчете на стадии комплектования и проекти­рования комбинированных агрегатов, а также при технико-экс­плуатационной оценке их в процессе испытаний.

Поиск сеялок
По производителям:
По особенностям:
Сеялки и услуги

ДДоставка сельхозтехники и запасных частей, оросительных систем, насосов во все города России (быстрой почтой и транспортными компаниями), так же через дилерскую сеть: Москва, Владимир, Санкт-Петербург, Саранск, Калуга, Белгород, Брянск, Орел, Курск, Тамбов, Новосибирск, Челябинск, Томск, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Казань, Самара, Пермь, Хабаровск, Волгоград, Иркутск, Красноярск, Новокузнецк, Липецк, Башкирия, Ставрополь, Воронеж, Тюмень, Саратов, Уфа, Татарстан, Оренбург, Краснодар, Кемерово, Тольятти, Рязань, Ижевск, Пенза, Ульяновск, Набережные Челны, Ярославль, Астрахань, Барнаул, Владивосток, Грозный (Чечня), Тула, Крым, Севастополь, Симферополь, в страны СНГ:Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Ташкент, Азербайджан, Таджикистан.

Наш сайт не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ., а носит исключительно информационный характер. Для получения точной информации о наличии и стоимости товара, пожалуйста, обращайтесь по нашим телефонам. В случае копирования, использования любого материала находящегося на сайте www.Sejalki.RU, активная ссылка обязательна, в случае печати – печатная ссылка. Копирование структуры сайта, идей или элементов дизайна сайта строго запрещено. Технические данные и иллюстрации носят рекламный характер. Указанный комплект поставки и характеристики могут отличаться от входящего в серийную поставку. Производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию изделий. Техническое оснащение и комплектацию оборудования просим уточнять у специалистов

Права на все торговые марки, изображения и материалы, представленные на сайте, принадлежат их владельцам.

Во исполнение требований Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Все персональные данные, полученные на этом сайте, не хранятся, не передаются третьим лицам, и используются только для отправки товара и исполнения заявки, полученной от покупателя. Все, лица, заполнившие форму заявки, подтверждают свое согласие на использование таких персональных данных, как имя, и телефон, указанные ими в форме заявки, для обработки и отправки заказа.
Хранение персональных данных не производится.

Тип машины *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Производитель *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Год выпуска *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Наработка

Ваше имя *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваш телефон *
Пожалуйста, заполните обязательные поля.

Ваша электронная почта