Агробиологические предпосылки использования комбинированных агрегатов в овощеводстве
Современное сельское хозяйство характеризуется переходом к индустриальным .методам производства продукции, основой которых является широкое применение новых сортов и гибридов растений, удобрений, пестицидов, биологически активных веществ, орошения, средств механизации, прогрессивных форм организации и оплаты труда. Эффективность интегрированного использования этих факторов, особенно в условиях крупномасштабного производства, зависит не только от их количественных и качественных соотношений, но и от того, насколько они увязаны во времени и соответствуют биологическим особенностям культурных растений и почвенно-климатическим условиям данной зоны, т. е. насколько эти факторы способствуют раскрытию (проявлению) потенциальных возможностей культурных растений. Не затрагивая вопросов совокупного действия названных факторов на конечный результат технологии, покажем на примере весенних полевых работ влияние нарушения временных связей (агротехнических сроков) на эффективность соответствующих технологических операций и технологию в целом.
В промышленных технологиях возделывания овощных культур весенние полевые работы занимают ведущее место и включают предпосевную обработку почвы, внесение гербицидов и «стартовых» доз минеральных удобрений, посев и посадку. Иногда, в зависимости от погодных условий и влажности почвы, проводится предпосевной или довсходовый полив небольшими нормами. Основная цель весенних полевых работ — получение дружных и полноценных всходов, обеспечивающих необходимую густоту стояния растений и максимальное сокращение численности сорняков в начальный период.
Предпосевная обработка почвы проводится с учетом ее физического состояния, степени засоренности и биологических особенностей возделываемых культур. На южных обыкновенных тяжелосуглинистых черноземах Молдавии она состоит из ранневесеннего боронования в один или два следа, боронования непосредственно перед посевом (лук, морковь, томаты и др.), прикатывания до посева (лук, морковь) или после него (томаты, капуста и т. д.). Предпосевная культивация под большинство мелкосемянных овощных культур, за исключением огурца, в условиях юга Молдавии, как правило, не делается. Она необходима в следующих случаях: для заделки минеральных удобрений, если они не были внесены осенью, при сильном уплотнении почвы, вызванном обильными осадками в осенне-зимний период или влагозарядочными поливами нормой 500—600 м2/га. После культивации перед посевом рекомендуется осуществлять прикатывание почвы гладкими катками [338]. При выращивании безрассадных томатов и некоторых других культур на оротнаемых землях предпосевная культивация не рекомендуется [166].
Внесение и заделка гербицидов, в зависимости от их вида и возделываемой культуры, производится либо перед посевом, либо после него.
Для качественного посева, заделки гербицидов и минеральных удобрений указанная предпосевная обработка почвы должна обеспечить выровненную поверхность поля, мелкокомковатую структуру почвы с твердостью 120—130 кН/м2.
Установлено, что разрыв во времени между предпосевной обработкой почвы и посевом приводит к усиленному появлению сорняков и резкому снижению запасов почвенной влаги. Так, по данным Молдавского НИИ орошаемого земледелия и овощеводства [403], в средне-сухой по климатическим условиям год на черноземе обыкновенном тяжелосуглинистом среднесуточный расход почвенной влаги на полях, подготовленных к посеву, в апреле по декадам составляет 8, 9 и 12 м2/га, а в первой и второй декадах мая он достигает соответственно 16 и 20 м2/га. Если учесть, что в условиях Приднестровья запасы доступной влаги к периоду массового сева овощных культур (вторая и третья декады апреля и первая декада мая) в слое 0,3 м составляют не более 200 м2/га, то при таком интенсивном испарении почва на глубине до 0,3 м в течение 8—12 дней потеряет всю доступную влагу, а в слое почвы по величине, равной глубине заделки семян (0,02—0,05 м), в первые же дни доступная для растений влага практически испарится полностью. В связи с этим разрыв между предпосевной обработкой почвы и посевом на 1—3 дня в последующем повлечет за собой задержку в появлении всходов, а в случае отсутствия естественных осадков или полива приведет к пересеву и, следовательно, к излишним затратам труда и посевного материала. Кроме того, выявлено, что опоздание с посевом, например томата, на 5 и более дней от оптимальных сроков снижает урожайность на 10—20% [168].
В условиях промышленного производства овощей технологические операции по химической борьбе с сорняками приобретают особо важное значение, так как они во многом определяют эффективность всего технологического процесса. Из химических препаратов, применяемых в овощеводстве для борьбы с сорняками, наибольшее распространение получили почвенные гербициды. Обычно они наносятся опрыскивателями на поверхность почвы и заделываются почвообрабатывающими орудиями. Эффективность почвенных гербицидов зависит, главным образом, от времени между внесением их и заделкой. Доказано, что с увеличением этого времени гербициды, особенно толуидиновой группы, резко теряют свою активность [518, 533, 547, 590]. Так, опытами В. А. Колесникова, К. А. Абрамовой и О. К. Гриб [232] установлено, что при 6-часовом действии солнечной радиации активность трефлана, внесенного на поверхность почвы из расчета 1 кг/га д. в., снижается более чем в 3 раза, а при 12-часовой выдержке происходит его полная инактивация, тогда как при заделке препарата в почву сразу же после внесения гербицидная активность практически не снижается. Аналогичные данные получены и в опытах Г. А. Филиппова и Н. Ф. Святского [417, 418, 472].
Во избежание отрицательного влияния факторов внешней среды на активность трефлана рекомендуется заделывать его в почву как можно быстрее после внесения. По данным многих ученых [531], интервал между внесением препарата и его заделкой не должен превышать одного часа. Болгарские исследователи считают, что этот интервал должен быть в пределах 10—30 мин [512]. Наибольший эффект в борьбе с сорняками, по данным других авторов, обеспечивается при немедленной заделке трефлана после внесения [217, 578].
Таким образом, разрыв во времени выполнения основных весенних полевых работ значительно снижает эффективность соответствующих технологических операций и отрицательно сказывается на конечном результате всей технологии. Приходится констатировать, что по этим причинам многие хозяйства недополучают значительное количество овощной и другой сельскохозяйственной продукции или же большой ценой восполняют ее потери. Какой же выход из этого положения? Можно назвать несколько путей решения данной проблемы как биологического, так и технического характера. К биoлoичecким путям, прежде всего, следует отнести создание и широкое внедрение новых сортов и гибридов культурных растений, менее требовательных к воздействию факторов внешней среды, а также размещение (районирование) культур с учетом максимального использования их адаптивного потенциала. Реализация этого направления, и в частности применение сортов и гибридов, способных произрастать при более низких положительных температурах, позволит значительно расширить диапазон оптимальных сроков посева и даст возможность получать нормальные вс.ходы на влаге, накопленной за осенне- зимний период, не прибегая к дополнительным поливам.
Из технических мер, как показывает анализ современных тенденций развития сельскохозяйственного машиностроения, наиболее эффективным является создание и широкое применение комбинированных агрегатов, выполняющих за один проход несколько технологических операций. Одновременное выполнение агрегатом предпосевной обработки почвы, посева, внесения и заделки удобрений и гербицидов практически исключает временные разрывы между этими операциями и позволяет проводить их в наиболее оптимальные агротехнические сроки. Это обеспечивает появление дружных всходов, что в последующем положительно влияет на величину урожая.
Перечисленные пути, безусловно, не исключают возможности использования других, и в частности организационных, мер однако они хотя и не полно, но достаточно убедительно показывают, что на данном этапе успешное решение подобных задач гозможно только в результате синтеза различных областей знаний, широкой интеграции науки и производства. Осветим одну из проблем, разрешению которой, на наш взгляд, также может способствовать использование комбинированных агрегатов.
Интенсификация сельскохозяйственного производства на основе широкого применения механизации, химизации, мелиорации земель и достижений агробиологической науки позволила значительно увеличить урожайность сельскохозяйственных культур и резко снизить затраты ручного труда на производство единицы продукции. Однако более глубокий анализ этого процесса, проведенный в последние годы многими учеными разных стран, указывает на внутреннюю противоречивость и неоднозначность его биологических и агротехнических последствий. Прежде всего установлено, что при существующих методах интенсификации сельскохозяйственного производства наблюдаются тенденции все более опасного загрязнения окружающей среды, усиление процессов разрушения почвенной структуры под воздействием ходовых систем тракторов, сельскохозяйственных машин и транспортных средств. Не затрагивая проблемы загрязнения окружающей среды, обусловленной возрастающими темпами химизации сельского хозяйства, остановимся на анализе последствий, к которым уже теперь и в перспективе могут привести многократные проходы по полю тяжелых современных машинно-тракторных агрегатов.
В настоящее время одним из основных направлений повышения производительности сельскохозяйственной техники является увеличение энергонасыщенности тракторов, т. е. увеличение их мощностных и тяговых показателей. По большинству классов тракторов это сопровождалось, как правило, повышением их массы. Так, если конструктивная масса МТЗ-50, МТЗ-52 и Т-150К составляла соответственно 2750, 2950 и 7500 кг, то у тракторов последующих модификаций МТЗ-80, МТЗ-82 и К-701 она возросла до 3160, 3370 и 12500 кг. В целом масса колесных тракторов, на долю которых приходится выполнение основной части полевых работ, за последние годы повысилась в 2—4 раза. Аналогичная тенденция наблюдается и по многим другим сельскохозяйственным машинам.
В современных промышленных технологиях производства сельскохозяйственных культур в процессе подготовки почвы, посева (посадки), ухода за посевами, уборки и транспортировки урожая и послеуборочных остатков машины проходят по полю от 5 до 10—15 раз. В результате этого уплотняется от 20 до 70% площади поля [244, 246, 251, 252, 495, 521]. Исследователями Эстонского научно-исследовательского института земледелия и мелиорации установлено, что 10—20% площади поля (поворотные полосы) в зависимости от особенностей возделываемых культур прикатывается колесами машин от 6 до 20 раз, 65—80% — от одного до шести раз и лишь 10—15% площади не подвергается прикатыванию [376]. Такое интенсивное воздействие колес на почву усиливает процессы разрушения почвенной структуры, ухудшает водно-воздушный и пищевой режимы. Данные Украинского научно-исследовательского института почвоведения и агрохимии им. А. Н. Соколовского и других научных учреждений [209, 221, 223, 3761 показывают, что уплотнение почвы вызывает снижение общей пористости, содержания воздуха, водопроницаемости, запаса доступной влаги и увеличение твердости уже при нагрузке 20—40 кН/м2. Особенно заметными эти изменения становятся при давлении 88—100 кН/м2, которое снижает общую пористость на 15—18%, содержание воздуха при этом достигает критической величины (8%), водопроницаемость приближается к нулю, твердость возрастает до 2500—3500 кН/м2, а структурные комья крупнее 5 мм практически полностью разрушаются.
По данным И. Б. Ревута [468], при увеличении плотности мощного тяжелосуглинистого чернозема с 1000 до 1600 кН/м2 содержание пор размером более 60 мкм уменьщается с 18,3 до 1,1%. В процессе уплотнения почвы уменьшается не только общий объем пор, но и их размеры, что отрицательно сказывается на росте корневой системы растения.
Некоторыми авторами установлено, что степень уплотнения почвы сельскохозяйственными агрегатами зависит от их массы, глубины сминаемого слоя, влажности и числа проходов [69, 115, 124, 126, 127, 128, 185, 194, 243, 251, 536, 573, 589]. По данным Молдавского НИИ орошаемого земледелия и овощеводства [223], двукратный проход трактора Т-150К по одному и тому же следу увеличивает плотность почвы в слое 0—0,4 м до 1250, четырехкратный — до 1280 и шестикратный — до 1300 кг/м3. Такие же примерно результаты получены и по трактору ЮМЗ-6 (почва — чернозем обыкновенный тяжелосуглинистый, исходная объемная масса 1000—1060 кг/м3).
Увеличение объемной массы почвы в результате неоднократного прохождения тракторов приводит к значительному снижению скорости впитывания поливной воды. Так, при поливной норме 550 м3/га на участках с двукратным проходом трактора Т-150К за 1 секунду впитывалось 0,05 м3, четырехкратном — 0,048 и шестикратном — 0,045 м3, тогда как на варианте без уплотнения скорость впитывания составила 4,58 м3/с. Аналогичное влияние на впитывание поливной воды оказывают трактора ЮМЗ-6 и несколько в меньшей степени — Т-74 [223]. В результате такого резкого уменьшения скорости впитывания создается реальная опасность проявления ирригационной эрозии.
Колесами сельскохозяйственной техники уплотняется не только пахотный, но и подпахотный слой, недосягаемый для рабочих органов почвообрабатывающих орудий [117, 223, 376, 441] (табл. 8.1). При этом основное уплотнение пахотного слоя вызывается первыми двумя проходами трактора. Последующие проходы влияют на уплотнение пахотного слоя в большей степени, чем подпахотного [117, 183, 194, 195, 243, 445, 495, 536].
Данные о влиянии влажности почвы на изменение ее
свойств под воздействием ходовых систем тракторных агрегатов показывают, что
при низкой влажности почва способна выдерживать значительные давления без
существенного изменения своего сложения, при повышенной влажности даже
небольшие давления сильно ухудшают ее свойства. Например, скважность дерновоподзолистой среднесуглинистой почвы при давлении 25 кН/м с увеличением
влажности от 15 до 25% слипается в 1,15 раз, а при давлении 125 кН/м — в 3,7
раза. Поэтому проблема переуплотнения почв колесами тракторов и машин в орошаемом земледелии становится особо актуальной.
Таблица 8.1. Влияние давления колес (гусениц) на объемный вес почвы (средний суглинок).
Ухудшение агрофизических свойств почв под воздействием колесных ходов сельскохозяйственных машин и транспортных средств приводит к угнетению роста и развития растений и, как следствие, к значительному снижению урожайности. По зерновым культурам оно достигает 10—30% [69, 116, 124, 251, 296, 446], а по пропашным — 5—20% [114, 128, 185, 186, 223, 376, 459, 468, 530]. Различия в реакции культур на уплотнение, при прочих равных условиях, обусловливаются видом почвы и ее исходными свойствами. Для большинства культур, выращиваемых на дерново-подзолистых, серых лесных почвах и черноземах, оптимальная объемная масса почвы колеблется от 1100 до 1400 кг/м3 [115, 124, 127, 169, 181, 199, 201, 202, 296, 402, 415, 436, 447, 495]. Большинство авторов считают, что основной причиной уменьшения урожайности при чрезмерном уплотнении почвы является нарушение нормального роста корневой системы растений, вызванное повышением механического сопротивления почвы.
Приведенные экспериментальные данные, а также многочисленные сведения, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе [5, 114, 116, 169, 181, 186, 199, 245, 296, 532], убедительно доказывают реальную опасность снижения эффективного плодородия почв от уплотнения ее ходовыми системами современных машинно-тракторных агрегатов и раскрывают наличие су- шественных противоречий между путями увеличения производительности сельскохозяйственной техники и агробиологическими методами обеспечения оптимальной продуктивности растений.
Разрешение указанных противоречий является комплексной проблемой, требуюшей пересмотра как традициоино установившихся концепций создания высокопроизводительной техники, так и в целом стратегии повышения урожайности сельскохозяйственных растений [129, 182, 301]. Рассмотрим некоторые принципиально возможные пути решения этой проблемы.
С технической стороны уменьшение вредного воздействия ходовых систем машинно-тракторных агрегатов на почву в общем случае может быть достигнуто уменьшением массы агрегатов или снижением удельного давления за счет увеличения опорной поверхности ходовых систем. Уменьшение массы трактора может привести к потере сцепных качеств, а следовательно, ухудшению его тяговых характеристик. Второй путь является более приемлемым, но он требует пересмотра общепринятых компоновочных схем тракторов [466].
Одним из перспективных путей рентения данной проблемы является модульная схема построения трактора, заключающаяся в том, что энергетические функции его конструктивно отделены от технологических. В качестве энергетического модуля используется трактор очень высокой энергонасыщенности, но легкий, а технологические модули представляют собой тележки, снабженные устройствами для соединения с орудиями, емкостями для технологического материала, ВОМом и активными колесами с приводом от энергетического модуля.
При модульном построении устраняетоя требование соответствия между массой энергетического модуля и мощностью двигателя, свойственное тяговой концепции трактора. Каждая из частей трактора (энергетическая и технологическая) может развиваться в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, не вступая в противоречие с другой и не ухудшая, а наоборот, улучшая общие показатели трактора и агрегата в целом [267].
Заслуживает внимания также применение мостового комплекса машин и машин, работающих с использованием принципа «воздушной подушки». Однако разработка и внедрение такой сельскохозяйственной техники представляет определенные трудности, в связи с чем она пока находится на сталии идей и некоторых конструктивных доработок. Правда, имеются сведения о том, что за рубежом принцип воздушной подуптки был использован в транспортных спедствах для вывозки сельскохозяйственной продукции с поля [543].
В настоящее время наиболее реальными путями снижения вредного воздействия ходовых систем на почву являются: увеличение итирины захвата агрегатов, регулирование давления в шинах и сдваивание пневматических колес, использование в сельскохозяйственных машинах активных рабочих органов, движение мангин по одному следу, совмещение технологических операций, т. с. применение комбинированных агрегатов.
Увеличение ширины захвата мапшн снижает число проходов тракторных агрегатов по полю, но не всегда возможно без существенного снижения качества выполняемых работ, особенно на полях с невыровненным рельефом. Кроме того, агрегаты с большой шириной захвата требуют значительных поворотных полос и вызывают определенные трудности при перегоне их с участка на участок и транспортировании к местам работы.
Регулированием давления воздуха в шинах пневматических колес трактора можно добиться некоторого снижения удельного давления на почву, однако оно возможно только в тех случаях, когда оси колес трактора при агрегатировании данной машины являются недогруженными.
Сдваивание пневматических колес трактора, так же как и применение всевозможных уширителен, дает значительный эффект, но может использоваться только на общих подготовительных и транспортных работах.
Снижение уплотнения почвы колесами трактора путем использования активных рабочих органов является эффективным и в настоящее время находит широкое применение. Вращательное движение рабочих органов создает дополнительную движущую силу, благодаря чему появляется возможность использования данного трактора на более тяжелых работах, выполнение которых требует тяговых усилий больших, чем он развивает. Эффект в этом случае достигается не прямым снижением массы данного трактора, а заменой его на трактор меньшей массы, который в агрегате с машиной, снабженной активными рабочими органами, способен выполнить более тяжелую работу.
Метод снижения вредных воздействий ходовых систе.ад на почву путем движения машинно-тракторных агрегатов по одному следу обеспечивает соответствующий эффект, но сопряжен с определенными трудностями как организационного, так и технологического характера. Поэтому в условиях современных технологий этот метод ввиду различий в ширине захвата машин и неувязки се по кратности с колеей трактора практически неосуществим. Вместе с тем опыт внедрения в МССР американских (фирма ФМС) технологий возделывания овощных культур на профилированной поверхности показывает, что данный способ снижения вредных воздействий колес на почву, при наличии так называемых «направляющих» борозд (колеи), заслуживает внимания и широкого внедрения в отечественном овощеводстве [208, 455, 456, 457].
Описанные выше методы хотя и способствуют некоторому снижению вредного воздействия колес на почву, но не устраняют основной причины его возникновения, т. е. не сокращают число проходов машинно-тракторных агрегатов по полю.
Поэтому на данном этапе наиболее эффективным средством защиты почвы от разрушения ее структуры под воздействием ходовых систем тракторов и другой сельскохозяйственной техники является совмещение операций, т. е. применение комбинированных агрегатов, выполняющих за один проход несколько технологических операций.
Сокращение числа проходов при использовании комбинированных агрегатов при прочих равных условиях определяется количеством одновременно выполняемых им операций и шириной захвата.
Так, применение комбинированного агрегата на весенних полевых работах, включающих предпосевную подготовку почвы, посев, внесение и заделку минеральных удобрений и гербицидов при ширине захвата 4,2 м, сокращает число проходов по сравнению с раздельным выполнением указанных работ более чем в 2 раза. Приведенные расчеты, а также другие данные [5, 62, 183, 244, 298] свидетельствуют о том, что уже в настоящее время комбинированные агрегаты позволяют значительно уменьшить отрицательное влияние ходовых систем сельскохозяйственной техники на структуру и плодородие почв.
Наряду с перечисленными техническими способами снижения вредного воздействия ходовых систем на почву, следует указать на агробиологические мероприятия, выполнение которых, на наш взгляд, может в значительной мере способствовать решению данной проблемы.
К их числу следует, прежде всего, отнести внедрение научно обоснованных севооборотов, выведение и широкое использование высокоурожайных, устойчивых к болезням и вредителям сортов и гибридов, применение комплексных концентрированных «и высококонцентрированных минеральных удобрений, обработку уплотненных подпахотных слоев глубокорыхлителями и др.
Внедрение научно обоснованных севооборотов, с одной стороны, позволит упорядочить систему обработки почвы, с другой — даст возможность значительно сократить количество сорняков, а следовательно, и количество химических и механических прополок, т. е. число проходов прополочных агрегатов и опрыскивателей.
В целях борьбы с болезнями и вредителями растений современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур предусматривают многократные опрыскивания посевов (посадок) различными ядохимикатами. В частности, на овощных культурах число опрыскиваний достигает 6—9. Таким образом, только на операциях химической борьбы с сорняками, болезнями и вредителями число проходов агрегатов по полю достигает 8—12 раз. Поэтому создание и широкое применение иммунных сортов и гибридов с комплексной устойчивостью к основным болезням и вредителям позволит, не говоря о других выгодах, резко сократить количество химических обработок, а следовательно, и число проходов сельскохозяйственной техники.
Масса современных машинно-тракторных агрегатов для внесения удобрений достигает 6000—16000 кг и на перспективу имеет тенденции к увеличению. При этом в общей структуре удобрения составляют примерно 50%. Что же представляют собой минеральные удобрения, применяемые в настоящее время? В большинстве наиболее распространенных удобрений — фосфорных, азотных и калийных — содержание действующих веществ не превышает соответственно 20—25, 35—45 и 40—50%, остальное, как правило, является балластом, т. е. лишним грузом при хранении, перевозках и внесении. Аналогичное положение складывается и с пестицидами [467].
Отсюда становится очевидным, что переход на применение комплексных концентрированных и высококонцентрированных удобрений с содержанием действующих веществ в пределах 60- 90% не только повысит производительность труда, обеспечит экономию тары и всех видов транспортных средств, но и при прочих равных условиях значительно снизит эффективную массу разбрасывателей, следовательно, резко сократит вредное воздействие колес машинно-тракторных агрегатов на почву.
Не менее важными вопросами в решении проблемы переуплотнения почв является организация широких исследований по установлению максимально допустимых величии давления колес машин на почву с учетом их типа, режима работы и других показателей, созданию принципиально новых машин на гусеничном и полугусеничном ходу, машин и транспортных средств с регулируемым давлением в шинах и других конструкций движителей, позволяющих снизить давление на почву.
Перечисленные пути снижения воздействия ходовых систем сельскохозяйственной техники на структуру и свойства почвы, безусловно, не охватывают всей полноты возможных решений данной проблемы, однако их реализация позволит в значительной степени устранить противоречие между все возрастающими мощностями тракторов и отрицательным воздействием их колес на почву, обеспечит дальнейший рост производительности труда, сохранит плодородие почв и повысит уровень уролсайности сельскохозяйственных культур.