Общие положения
Современные посевные машины как и многие другие мобильные сельскохозяйственные агрегаты, представляют собой сложные управляемые динамические системы, функционирование которых протекает в условиях непрерывно изменяющихся внешних воздействий, обусловленных многочисленными и разнообразными факторами. В своем большинстве эти факторы являются случайными (в вероятностно-статистическом смысле), что, естественно, накладывает отпечаток случайности и на конечные показатели технологических процессов, выполняемых посевными машинами.
В связи с этим при решении задач, связанных с выбором и обоснованием параметров посевных машин, а также режимов их работы, применение методов классической механики, основанных на строго детерминированных закономерностях протекания рабочих процессов, является недостаточным, а нередко и невозможным, так как условия работы этих машин значительно сложнее и разнообразнее.
В последнее время для описания поведения, анализа и синтеза сельскохозяйственных машин начинают широко использоваться вероятностно-статистические методы, и в первую очередь методы теории случайных процессов. Этому в значительной мере способствовали основополагающие труды по динамике сельскохозяйственных агрегатов П. М. Василенко, А. Б. Лурье, А. П. Иофинова, А. П. Терехова, В. П. Рослякова, В. А. Ксендзова, С. В. Кардашевского и других авторов [70, 103, 205, 264, 284, 285].
В основе вероятностно-статистических методов исследования лежит построение математических моделей, имитирующих с той или иной степенью точности поведение (функционирование) реальных объектов.
Применительно к решению задач анализа или синтеза сложных технических систем, в частности сельскохозяйственных машин, в основу построения моделей положена предпосылка о том, что в условиях нормального функционирования они (технический объект) представляют собой динамическую систему, осуществляющую некоторое преобразование входных переменных (возмущений) в выходные, которые показывают, как работает машина в условиях нормальной эксплуатации.
В общем случае расчетная схема сельскохозяйственных агрегатов представляется в виде многомерной динамической системы, на входе которой действуют (рис. 4.1) векторы-функций условий работы (возмущений) X = {x1 (t), x2 (t), ..., xn (t)} и управления U = {u1 (t), u2 (t), ..., uk (t)}. Вектор U является выходным для управляющих устройств, образующих в общем случае управляющую систему. С управляющей системой связано и задающее воздействие, т.е. вектор-функция Z = {z1 (t), z2 (t), ..., ze (t)}, показывающая, как должен себя вести управляемый объект. Выходные переменные обычно даются также в виде вектор-функции Y = {y1 (t), y2 (t), ..., ym (t)}, характеризующей поведение машины в действительных реальных условиях эксплуатации, то есть эта вектор-функция определяет технологические, энергетические и другие показатели работы машины или системы управления в целом.
Рис. 4.1. Структурная схема функционирования сельскохозяйственной машины.
Число составляющих n, k, l, m векторов зависит от типа машины, системы учета ее работы и других факторов,обусловленных целью и характером поставленной задачи. Они определяют фактический объем и содержание информации, на основе которых будет разрабатываться и реализовываться математическая модель.
Входные и выходные переменные для абсолютного большинства сх агрегатов, в том числе и для посевных машин, являются случайными процессами и при анализе их работы каждому входному процессу ставят в соответствие другой - выходной процесс. Если на входе машины действует переменная x (t), а на выходе y (t), то математическое описание поведения машины как одномерной системы представляется зависисмостью y (t) = A[x (t)], где А - оператор системы, показывающий, какие математические действия необходимо выполнить, чтобы по заданной функции x (t) определить выходной процесс y (t).
Построение математической модели машины и заключается в установлении (выборе) вида оператора А, связывающего входные x (t) и выходные y (t) переменные.
Нахождение оператора (построение математической модели) производится различными методами - теоретическими и экпериментальными. Сущность первого состоит в том, что сложную систему приводят к более простой (эквивалентной), позволяющей описать ее поведение аналитическими методами, например, при помощи дифференциальных уравнений динамики системы материальных точек.
Для большинства сх машин теоретическое построение математической модели представляет собой весьма трудную, а подчас и неразрешимую задачу. В этих случаях обычно прибегают к экпериментальным методам и, в основном, к методам идентификации, которые базируются на опытной информации о входных и выходных процессах машин, полученной в условиях нормального функционирования.
При использовании метода идентификации сх машины рассматриваются как линейные стационарные системы, а операторы, устанавливающие связь между выходным процессом y (t) и входным x (t), представляются в различных формах: алгебраических, дифееренциальных, интегральных или других видов функциональных уравнений.
При исследовании сх агрегатов в качестве операторов обычно принимаются:
а) передаточная функция W(s), так что y (s) = W (s) * x (s), (4.2.), где x (s) и y (s) - изображения по Лапласу входной и выходной переменных;
б) частотная передаточная функция W (iω), которая определят свойства машины в частотной области;
в) импульсная переходная функция ω (t), определяющая свойства машины во временной области, причем
(4.3);
г) линейное дифференциальное уравнения с постоянными коэффициентами вида
(4.4);
д) линейный оператор интегрирования (4.5).
Эти операторы характеризуют в конечном счете одни и те же свойства машины как динамической системы. При случайных входных и выходных переменных операторами могут служить и уравнения, связывающие математические ожидания выходных переменных относительно входных (уравнения регрессии).
Если входная x (t) и выходная y (t) функции являются стационарными случайными процессами, то связь между статистическими характеристиками этих процессов осуществляется через оператор
где Sx (ω) и Sy (ω) -спектральные плотности процессов; Sxy - взаимная спектральная плотность входного и выходного процессов; |Wxy (iω)| = Axy (ω) - амплитудная частотная характеристика машины по отношению к входу x(t).
Из соотношения (4.6) получается
(4.8.)
а из соотношения (4.7)
(4.9)
причем - модуль взаимной спектральной плотности входа x (t) И выхода y(t).
Соотношения (4.8) и (4.9) широко используются для определения частотных характеристик и передаточных функций сх машин по результатам их испытаний в условиях нормального функционирования. Так, в частности, для ряда машин по соотношениям (4.8) и (4.9) на основе значительного статистического материала было установлено, что передаточные функции этих машин и их рабочих органов относительно характерных входных воздействий, наблюдаемых в реальных условиях эксплуатации, могу быть представлены в первом приближении как
(4.10)
или
(4.11)
где τ, Т1 и Т2 - постоянные времени; К - коэффициент усиления.
Таким образом, построение одномерной математической модели машины рассматриваемым методом сводится к выполнению следующих операций: а) экспериментальной (в условиях нормальной эксплуатации) записи процессов x (t) и y (t) на входе и выходе машины; б) вычислению спектральных плотностей процессов; в) определению по соотношениям (4.8) и (4.9) амплитудной частотной характеристики Axy (ω); г) аппроксимации характеристики Аху(со) аналитическим выражением, которому соответствует
чаще всего передаточная функция вида (4.10) и (4.11); д) вычислению
коэффициентов передаточных функций.
Для выполнения указанных операций обычно составляются алгоритмы и программы вычислений на ЭЦВМ с использованием ансамблей реализации входных и выходных случайных процессов x(t)Hy(t).
Несмотря на большое значение и ценность математических моделей, составленных по методу идентификации для решения задач анализа и синтеза сельскохозяйственных машин, они являются весьма приближенными и не дают достаточных оснований для прогнозирования выходных процессов (показателей работы) и управления ими в условиях нормального функционирования, так как в действительности машины представляют собой сложные многомерные динамические системы, которым свойственны наличие внутренних помех (отказов), непостоянство параметров динамических характеристик, нелинейность связей, нестационарность возмущающих воздействий и т. д. Кроме того, по этим моделям в ряде случаев не представляется возможным прогнозировать поведение системы вне области изменения переменных, для которых были получены экспериментальные данные.
Поэтому при определении операторов возникает необходимость оценить, в какой мере выходная переменная y(t) согласована с выбранным для модели входным воздействием x(t), т. е. оценить степень достоверности модели, построенной с учетом принятых априори допущений относительно ее структуры и характера возмущающих воздействий.
Основным и наиболее существенным недостатком вышеуказанных математических моделей является то, что они, в целом характеризуя динамические свойства рассматриваемой системы в различных условиях, не отражают связей выходных переменных (показателей работы) с ее конкретным конструктивным строением, т. е. с геометрическими и режимными параметрами элементов, составляющих данную систему. Иначе говоря, экспериментально полученные операторы не «расшифрованы» (не увязаны) через параметры изучаемых систем (машины, агрегата, узла и т. д.), что лишает возможности использования их при проектировании и расчете новых машин и их рабочих органов.
Против этого можно возразить указанием на то, что при разработке модели (оператора) системы в состав составляющих векторов-функций F, и и Z условий работы (входных возмущений), управления и задающего воздействия (см. рис. 4.1) следует включать все или большинство предполагаемых априори факторов,которые в той или иной мере оказывают влияние на составляющие —>вектора-функции Y, и рассматривать машину (агрегат и т. д.) как многомерную динамическую систему, что позволит определить ее поведение в целом и даст возможность установить совокупное и раздельное влияние выбранных (заданных) входных факторов на выходные.
Такой путь, безусловно, возможен и в ряде случаев остается пока что единственным, но он связан с огромным объемом экспе- рихментных и вычислительных работ, требует наличия сложной, а подчас специальной аппаратуры и вызывает определенные трудности в анализе и синтезе получаемых результатов. Пример тому—модель зерновой сеялки, приведенная в работе [125], согласно которой общее число только учтенных факторов условий работы, управления и задающего воздействия, кроме составляющих выходного вектора-функции, насчитывается более 15, что, естественно, делает решение данной задачи методами идентификации практически невозможным. Поэтому в настоящее время при исследовании динамики сельскохозяйственных машин в большинстве случаев используются одномерные линейные системы, несмотря на присущие им недостатки. В связи с этим постановку задач математического моделирования, а следовательно, и задач анализа и синтеза объектов сельскохозяйственной техники во многих случаях, как отмечает академик П. М. Василенко, нельзя признать корректной [105].
Большие перспективы для решения задач анализа и синтеза сельскохозяйственных машин имеют механико-статистические (комбинированные) методы, основанные на одновременном и совместном использовании аналитических (механико-математических) и вероятностно-статистических методов.
Механико-статистические методы значительно упрощают построение математических моделей (операторов) динамических систем и оказываются достаточно эффективными при исследовании мобильных сельскохозяйственных агрегатов, выходными параметрами технологических процессов которых являются показатели дозирования и распределения обрабатываемых материалов, а основные возмущающие переменные, действующие на входе системы, представляют собой случайные процессы, обусловливающие колебательный характер поведения машины.
Однако следует отметить, что эти методы применительно к исследованиям сельскохозяйственных машин и их технологических процессов, как замечает профессор А. Б. Лурье, практически не разработаны [286]. Нам также не удалось найти работы, в которых были бы освещены эти вопросы.
Основными причинами этого, вероятно, является отсутствие до недавнего времени [104] четкой классификации сельскохозяйственных агрегатов как динамических систем, а также унифицированных математических моделей, описывающих поведение определенной группы машин, выполняющих идентичные или близкие по характеру технологические процессы. Это привело, с одной сто- доны, к тому, что многие авторы [59, 75, 92, 125, 204, 242, 290] при исследовании одних и тех же или близких по назначению и выполняемому процессу машин с одинаковой постановкой задачи используют совершенно разные математические модели, причем без должного обоснования и оценки степени соответствия их реальным процессам; с другой — нередко построение математических моделей, причем весьма сложных, вызывается не столько необходимостью применения их для решения конкретной задачи, сколько желанием автора показать свой уровень эрудиции в области математики.
Наличие унифицированных математических моделей, на наш взгляд, позволило бы, во-первых, избежать указанных выше негативных явлений, во-вторых — ускорить разработку новых машин, а главное, повысить качество их еще на стадии проектирования и расчета.
Не задаваясь целью детально осветить вопросы содержания механико-статистических (комбинированных) методов исследования динамических систем, покажем на примере анализа и синтеза овощной сеялки точного высева возможность и эффективность их применения.